Идея написания этой статьи родилась в результате многочисленных телефонных разговоров с людьми, желающими приобрести стенд для очистки форсунок, при этом они интересовались наличием в наших стендах функций «кавитация» и «антиудар». Здесь я попытался изложить своё мнение об этих терминах. И ввел новый термин – химическая очистка снятых с двигателя форсунок.
В этой статье мы попытаемся разобраться, что такое «кавитация» и может ли она возникать при очистке форсунок.
Для начала определимся с тем, что же такое кавитация.
Существует два вида кавитации: гидродинамическая и акустическая.
Впервые с вредными последствиями гидродинамической кавитации столкнулись судостроители при создании быстроходных кораблей. Оказалось, что при подаче больших мощностей к гребным винтам в окружающей жидкости возникают чередующиеся волны разрежения и давления. На фазе разрежения в воде образуются пузырьки пара, а на фазе давления эти пузырьки схлопываются, вызывая гидродинамический удар. Большая сила этого удара обусловлена несжимаемостью жидкости. В результате этих схлопываний на поверхности гребных винтов образуются каверны, и дело доходило даже до разрушения винтов.
Ярким примером акустической кавитации служит ультразвук. И действительно, если в жидкость опустить ультразвуковой излучатель, то мы можем наблюдать возникающие и схлопывающиеся пузырьки. Ученые и инженеры, анализируя все эти явления, смогли изначально вредное явление гидродинамической эрозии обратить в полезные процессы зачистки и очистки разнообразных деталей от разнообразных загрязнений. Наибольшее распространение получили ультразвуковые ванны.
Теперь хотелось бы остановиться на рекламируемых некоторыми производителями установках кавитационной очистки инжекторных форсунок. По предположениям авторов кавитация должна возникнуть в результате взаимодействия быстро движущейся запорной иглы форсунки с находящейся в форсунке жидкостью. С этой целью авторы подают на обмотку форсунки импульсы с частотой от 0,4 до 5 кГц, но форсунка не может работать на такой частоте при штатном напряжении в 12В, поэтому разработчикам пришлось вдвое увеличить это напряжение, в результате этого на таких стендах форсунка работает под напряжением 24В.
Первая проблема - это частота колебаний. Как известно ультразвуковые колебания возникают на частотах от 20 кГц до 60 кГц, и заявляемая частота 5 кГц и близко не приближается к этому диапазону. Вторая проблема - это подаваемая мощность, на гребных винтах низкая частота колебаний компенсируется громадной подаваемой мощностью. В нашем же случае даже при подаче на форсунки опасного для них напряжения 24 В, мощность подаваемая на запорную иглу не превышает 20 Вт. В то время как, даже ультразвуковые излучатели более менее эффективны при подаче на них мощности не менее 50 Вт, а качественная очистка может достигаться при мощности не менее 100 Вт.
Кроме того, при увеличении управляющего форсункой напряжения до 24В, разработчики столкнулись с проблемой так называемого «расклепывания» иглы форсунки, для борьбы с этим эффектом им пришлось ввести так называемую функцию «антиудар».
Нам часто задают вопрос - имеется ли у стендов «Пульсар» функция «антиудар»? Нет в наших стендах нет такой функции, потому, что у нас форсунки работают при штатном для них напряжении
12 В, при этом никакого «расклепывания» не происходит, как этого не происходит и на автомобиле.
Что же происходит на практике. Как известно, для работы кавитационных устройств используются нейтральные жидкости - вода, керосин. Ультразвуковые ванны, по многочисленным отзывам на форумах, нормально очищают форсунки на воде с небольшим добавлением моющих средств. В тоже время изготовители установок для кавитационной очистки инжекторных форсунок рекомендуют использовать специальные жидкости для химической очистки инжекторных форсунок, например, «WYNN’S», которые, как известно, прекрасно справляются со своей задачей и без всякой кавитации.
И, наконец, можно предложить такой эксперимент - в установку для кавитационной очистки инжекторных форсунок вместо специальной жидкости для химической очистки залейте обычный керосин, и попытайтесь промыть загрязненные форсунки - результат будет красноречив. Керосин будет выходить из форсунок чистым, значит, он не выполняет никакого очищающего эффекта, и форсунки останутся такими же загрязненными, как и были.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
к.т.н., доцент кафедры технической эксплуатации и сервиса автомобилей ХНАДУ (ХАДИ)
Зрелов В.И.
Россия, г.Обнинск;
тел.: +7(915) 891 14 78;
e-mail: 3037998@rambler.ru